Индивидуальная
адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья с расстройством аутического спектра со
стойкими нарушениями психических, языковых и речевых функций
выраженной степени.
Фамилия, имя ребенка: Юсупов Давуд Махачевич.
Дата рождения: 25.07.2019г.
Возрастная группа: старшая группа
комбинированной направленности.
Учебный год: 2024-2025уч.г.
Срок реализации: с 01.09.2024г. по 01.06.2025г.
1
Заключение и рекомендации территориальной ПМПК (комиссии): рекомендовано
обучение по адаптированной образовательной программе с расстройством аутического
спектра (РАС) со стойкими нарушениями психических, языковых и речевых функций
выраженной степени.
Специалисты по сопровождению:
Педагог-психолог: Абдулаева А.А.
Воспитатели группы: Айтекова З.Г., Абдурахманова М.И.
Музыкальный руководит: Газиева С.И.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел…………………………………………………………….…3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
1.2. Цели и задачи реализации Программы. Педагогические принципы построения
программы……………………………………………………….…4
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы………………………....5
1.4. Общие подходы к организации коррекционной работы……………...….7
1.5. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы.....8
1.6. Примерные целевые ориентиры планируемой коррекционной работы...10
2
II. Содержательный раздел…………………………………………………13
2.1. Специфика организации образовательной деятельности дошкольников с
РАС………………………………………………………………………………13
2.2. Содержание коррекционно – развивающей работы на 2020-2021 учебный
год……………………………………………………………………………..…14
3. Организационный раздел…………………………………………………21
3.1. Мероприятия реализации ИАОПР воспитанницы………………………21
3.2. Материально-техническое обеспечение……………………………….…22
Приложение 1
3
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная
основная образовательная программа дошкольного
образования детей с расстройством аутического спектра (РАС) – это образовательная программа,
адаптированная для ребенка с РАС с учетом особенностей его психофизического развития,
индивидуальных возможностей, направленная на коррекцию и компенсацию нарушений развития, и
социальную адаптацию данной категории детей раннего и дошкольного возраст.
Программа основывается на специальных психологических исследованиях, выявивших
потенциальные возможности детей с расстройствами аутического спектра, которые могут быть
реализованы в процессе коррекционного обучения.
Индивидуальная адаптированная
основная образовательная программа дошкольного
образования для воспитанника МКДОУ № 10 с ОВЗ и инвалидностью с расстройством аутического
спектра (РАС) со стойкими нарушениями психических, языковых и речевых функций выраженной
степени Юсупова Давуда, посещающего старшую группу общеобразовательной направленности,
разработана педагогами ДОУ: Айтековой З.Г., Абдурахмановой М.И.- педагоги группы, которую
посещает мальчик, Газиевой С.И. – музыкальный руководитель и Абдулаевой А.А.- педагогпсихолог в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом
5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, пунктом 7 Правил
разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в
них изменений утвержденных постановлением Правительства Российской
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (АОП ДО) для детей с
РАС (расстройствами аутистического спектра) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и
ФАОП ДО.
Нормативно-правовая база. Программа составлена в соответствии с:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
• Приказом от 30 августа 2013 года N 1014 Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15
мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 г. №
1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
• Примерной основной образовательной программой;
• «Конвенцией о правах ребенка»
Адаптированная программа разработана на основе заключения и рекомендаций
территориальной ПМПК (комиссии): Рекомендовано обучение по адаптированной
образовательной программе.
Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с ребенком
Юсуповым Давудом 5 лет с расстройством аутического спектра (РАС) со стойкими нарушениями
психических, языковых и речевых функций выраженной степени. Данная рабочая программа
разработана с учетом целей и задач Адаптированной образовательной программы МКДОУ,
потребностей и возможностей воспитанника ДОУ.
1.2 Цели и задачи реализации Программы. Педагогические
принципы построения
программы.
4
Основная цель адаптированной образовательной программы – формирование у ребенка
знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее
развитие психических процессов, создание благоприятных условий для:
-Комплексная коррекционно-развивающая помощь детям дошкольного возраста с РАС и
интеллектуальными нарушениями и их родителям (законным представителям), исправление или
ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляция дальнейшего
продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в этом возрасте умений и
содействие всестороннему максимально возможному его развитию.
-Обучение, воспитание и подготовка к самостоятельной жизни детей дошкольного возраста,
страдающих ранним детским аутизмом и аутистическими чертами личности.
-полноценного проживания ребенком с РАС
-формирования основ базовой культуры личности,
-развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными
особенностямисоциальной адаптации
Задачи:
-создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
-разработка индивидуального программного оснащения коррекционно-развивающего
процесса.
-забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии
ребенка с РАС.
-создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что
позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к
самостоятельности и творчеству
-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в
целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
-творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса
-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями ребенка с РАС
-единство подходов к воспитанию ребенка с РАС в условиях детского сада и семьи
-соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей
умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста с РАС,
обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребёнку и позволяет
обеспечить развивающее обучение дошкольников.
--- -Принцип психолога - педагогического
изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью определения структуры
нарушения, выявления его индивидуально-психологических качеств.
-Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей и личных
интересов ребенка с РАС обеспечивает условия для максимального развития ребенка и
предоставляет ему возможность социализироваться и адаптироваться в обществе. Педагог должен
уметь устанавливать контакт с ребенком через предметы, к которым он проявляет интерес
(определенная книга, кусок ткани, блестящие фигурки, вода, песок и т.д.). Это дает возможность
включать ребенка в элементарную совместную деятельность и взаимодействие с другими детьми.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип реализации меж предметных связей при проектировании индивидуальной
образовательной программы.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной
программы.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в
реализации АОП. Система отношений ребенка с РАС с близкими взрослыми, особенности их
межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления
являются важной составляющей в ситуации развития ребенка.
- Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуальной
образовательной программы.
- Принцип комплексного подхода к проектированию индивидуальной образовательной
программы.
Принципы построения коррекционной работы:
5
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной
функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии.
Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря
системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что
обеспечивает поступательное психическое развитие.
-Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач,
которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно
носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов
ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех
специалистов детского учреждения и родителей дошкольника. Комплексный подход обеспечивает
более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет
сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольника на уровне его
реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором
коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными
нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой
подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие
задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет
обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучение материала служит также
средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате
использования единой темы на занятиях, воспитателя, музыкального руководителя ребенок прочно
усваивает материал и активно пользуется им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться
так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия,
мышления.
1.4. Общие подходы к организации коррекционной работы
АОП направлена на реализацию общеобразовательных задач дошкольного образования в
совокупности с преодолением недостатков эмоционально-личностного, познавательного, речевого,
развития детей с РАС. Следует понимать тесную взаимосвязь образовательной деятельности и
коррекционно-развивающей работы.Общая цель коррекционной работы - обеспечение коррекции
нарушений и разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
с ОВЗ и их особых образовательных потребностей, оказание им квалифицированной помощи в
освоении Программы; создание условий для социальной адаптации.
Таким образом, основной целью программы коррекционной работы выступает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные
потребности детей с РАС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса.
Задачи коррекционной работы:
6
- выявление особых образовательных потребностей детей с РАС, обусловленных
недостатками в их психическом развитии, индивидуально-типологических особенностей
познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер.
- проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в
соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
- выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и коррекционной
программы, создание психолого-педагогических условий для более успешного их освоения;
- формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность когнитивной
деятельности ребенка за счет совершенствования сенсорно-перцептивной, аналитико-синтетической
деятельности, стимуляции познавательной активности;
- целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических функций и
речи;
- целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами
деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и формирование их структурных компонентов:
мотивационного, целевого, ориентировочного, операционального, регуляционного, оценочного.
- создание условий для достижения детьми целевых ориентиров ДО на завершающих его
этапах;
- выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных образовательных
маршрутов с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа овладения содержанием
образования;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогического
сопровождения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК комиссии и ПМП консилиума).
1.5. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
Характеристика ребенка с РАС
Детский аутизм – нарушение психического развития ребенка. Наиболее яркие внешние
проявлениями синдрома:
– аутизм как таковой, предельное, «экстремальное», одиночество ребенка, снижение
способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию.
Трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом,
интонацией. Сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им
состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются в
отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со
сверстниками;
– стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные,
привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни,
страх перед ними; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми:
раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов,
фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению,
постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же
игрой, одной темой в рисовании, разговоре; особая характерная задержка и нарушение развития
речи, прежде всего – ее коммуникативной функции, а по некоторым данным, даже в половине
случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для
коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и
даже фраз). Когда же устойчивые речевые формы развиваются, они все равно не используются для
коммуникации: так, ребенок может увлеченно декламировать одни и те же стихотворения, но не
обращаться за помощью к родителям, даже когда она необходима. С раннего возраста ребенок с РАС
проявляет особую сенсорную ранимость по отношению к звуку, свету, запаху, прикосновениям. Он
быстро пресыщается даже приятными переживаниями, проявляет стереотипность в контактах с
людьми и окружающей средой. В результате вторичной сенсорной и эмоциональной депривации у
детей развивается тенденция аутостимуляции, которая заглушает дискомфорт и страхи
ребенка.Мышление ребенка конкретно, буквально и фрагментарно.Ребенку сложно адекватно
реагировать на окружающую среду и адаптироваться в пространстве.Ребенку сложно адекватно
реагировать на окружающую среду и адаптироваться в пространстве.
Характеристика
7
Юсупов Давуд посещает детский сад с 06.03.2023 года. Заключение ПМПК рекомендовано:
обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для
обучающихся с задержкой психического развития.
Воспитывается Давуд в полной семье. Родители принимают активное участие в воспитании и
коррекции отклонений ребенка, интересуются жизнью мальчика в саду. У Давуда наблюдаются
проблемы в эмоциональной – волевой сфере. А именно отмечаются нарушения социального
взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, не играет с
детьми и игрушками, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, угловатость
движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы. Остро реагирует на звуковые раздражители
(громкая музыка, речь). Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения
познавательной деятельности. У ребенка полное отсутствие речи. Кроме этого воспитанник
практически не способен понимать обращенную к нему речь (только элементарные команды –
«садись, пойдем, возьми»), не отличает съедобное от несъедобного (ест песок, пластилин, грызет
игрушки). На любые занятия в группе и индивидуальные занятия со специалистами не садится, не
выполняет инструкции педагогов. Давуд не в состоянии освоить простейшие навыки
самообслуживания (мытье рук, одевание). Ребенку характерно полевое поведение (бесцельное
перемещение по комнате). Нуждается в постоянном контроле.
1.6. Примерные целевые ориентиры планируемой
коррекционной работы.
Результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые
представляют собой возрастной портрет ребенка на конец дошкольного детства.
Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как
результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в
соответствии с требованиями Стандарта.
Целевые ориентиры:
8
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного
уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их
проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у
разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития
конкретного ребенка.
При планировании результатов освоения АОП детьми с РАС следует учитывать
индивидуальные особенности развития конкретного ребенка и особенности его взаимодействия с
окружающей средой. Дети с РАС представляют собой неоднородную группу. В данном разделе
описаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребенком с РАС с
интеллектуальными нарушениями, с задержкой психического развития и с развитием в пределах
возрастной нормы.
При реализации АОП для ребенка с РАС с тяжелыми интеллектуальными нарушениями,
следует учесть, что степень достижения перечисленных ориентиров будет зависеть как от
особенностей коммуникации ребенка с окружающим миром, так и от выраженности
интеллектуальных нарушений.
Педагогам необходимо обратить внимание на то, как ребенок с РАС:
- владеет альтернативными способами коммуникации (при необходимости);
- реагирует на собственное имя, узнает себя в зеркале, на фотографии;
- показывает понравившейся предмет;
- выражает доступным для себя способом свои основные потребности и желания (в том числе
- при помощи навыков альтернативной коммуникации);
- проявляет попытки подражать простым движениям взрослого, вызывающим стук, хлопкам в
ладоши и др.;
- имитирует некоторые звуки, звукокомплексы, соединяет звуки в простые восклицания и
слова;
- адекватно ведет себя в привычных и знакомых ситуациях (при необходимости - с помощью
карточек, визуализирующих правила поведения);
- выполняет элементарные поручения взрослого (при необходимости с визуальной опорой на
последовательность карточек с изображением действий), подражает некоторым действиям взрослого
с предметами обихода, проявляет симпатию к посторонним;
- ждет, пока подойдет его очередь (при необходимости - с визуальной поддержкой карточкой с
изображением символа сигнала ожидания);
- проявляет интерес к другим детям, может находиться (и иногда - играть) рядом с ними;
- подражает движениям артикуляционного аппарата взрослого, выполняет упражнения для
пальцев рук (нанизывает бусы, прикрепляет прищепки, повторяет игры на сопровождение речи
движением), подражает некоторым голосам животных, шумам окружающего мира (машина, самолет
и др.);
- подбирает предметы, владеет простой сортировкой предметов, выбирает предметы,
относящиеся к одной категории, соотносит основные цвета и формы, понимает названия предметов
обихода;
- владеет элементарными навыками самообслуживания (туалет, прием пищи и др.);
-можетпытается стоять на одной ноге, стоять на носочках, ударять по мячу ногой, выполнять
элементарные гимнастические упражнения.
- выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие - в
соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых границах;
- устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и
причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в другом способе (карточка, фотография, символ и
т.д.); замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;
Психолого-педагогическая диагностика воспитанников
Система мониторинга динамики развития детей с РАС, динамики их образовательных
достижений, основана на методе наблюдения и включает:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации (результаты
фиксируются в индивидуальной тетради наблюдений);
- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности;
- карта развития ребенка с РАС
Индивидуальная карта развития ребенка с РАС состоит из двух частей.
9
В первой части отражены паспортные данные дошкольника: Ф.И.О., возраст, состав семьи,
данные о родителях, место жительства, диагноз, наличие индивидуальной программы развития,
условия воспитания в семье.
Во второй части содержатся сведения об особенностях психофизического развития ребенка:
- эмоциональной сферы (характеристика зрительного, тактильного контакта, адекватность и
устойчивость эмоций, характер интересов и др.);
- социального развития (коммуникативная активность, способы общения со взрослыми и
сверстниками, реакция на свое имя, знание частей лица, тела, имен близких и др.);
- деятельности (работоспособность, способы усвоения общественного опыта, культурногигиенические навыки);
- физического развития (основные движения, их плавность и координация, ловкость, точность
ручных действий, мелкая моторика);
- познавательного развития (ориентировочно-исследовательская деятельность, сенсорное
восприятие, мышление, количественные представления);
- речевого развития (действия по речевой инструкции, уровень активной речи, связь речи с
ситуацией, темп и ритм речи, интонация, наличие речевых штампов, эхолалий и др.);
- ведущей деятельности (характер предметных и игровых действий, манипулирование с
неигровыми предметами, некоммуникативность игры, наличие в игре стереотипий и др.);
- продуктивных видов деятельности (наличие интереса, способ выполнения, характер
выполняемых действий и др.). В индивидуальной карте развития указываются: заключение, задачи
коррекционно-педагогической работы, виды и формы работы, рекомендации для родителей.
2. Содержательный раздел
2.1. Специфика организации образовательной деятельности
дошкольников с РАС
АОП реализуется в различных формах: индивидуальное занятие, или мини-группы, отработка
навыка в повседневной деятельности, в режимных моментах, формирование навыков в рамках
непосредственно-образовательной деятельности, формирование навыка в рамках самостоятельной
деятельности детей, в совместной деятельности и в играх с другими детьми и т.д.
Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 15 до 20
минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за
самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить
составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых
заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес. На начальных этапах работы с
ребенком, имеющим РАС, целесообразно проводить индивидуальные занятия с постепенным
переходом на малые групповые. Для ребенка с РАС предусмотрен гибкий режим посещения
образовательной организации.
В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по
проведению занятий:
- налаживание эмоционального контакта с ребенком;
- регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
- смена видов деятельности в процессе одного занятия;
- повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
- игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной
сферы ребенка;
- использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую
активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
- опора на сенсорные анализаторы.
Организация пространства группы
10
Важным условием эффективной работы с ребенком с РАС является:
создание для него адекватно организованной среды. Для того чтобы ребенок с РАС
постепенно мог адаптироваться в ситуации обучения и воспитания, она должна быть максимально
структурирована. Наличие четкой структурированной среды (разделение пространства на
определенные зоны в соответствии с планируемыми видами деятельности: зона обучения, игровая
зона, зона отдыха) дает возможность снизить беспокойство, страхи, а так же помогает ребенку
самостоятельно организовать свою деятельность.
В группе имеется: выделенное место для отдыха, с диваном и ковром для лежания,
релаксации; центр «Город творчества» с принадлежностями для рисования, лепки; центр
«Природы», центр «Развивайка», центр «Умный язычок», центр «В гостях у сказки».
Технические средства обучения
К обеспечению техническими средствами группа, в которой находится ребенок с РАС,
предъявляются особые требования. Многие дети с РАС мыслят образами, а это значит, что они
лучше воспринимают информацию через зрительный канал, чем через слуховой. Такие особенности
восприятия информации детьми с РАС обуславливают обязательное использование наглядности
посредством использования презентаций, учебных фильмов, мультфильмов и т.д.
Специальный дидактический материал
Для ребенка с РАС потребуется подбор специфических дидактических материалов и
адаптация имеющихся. Используются крупные пазлы, крупные разрезные картинки, специальный
дидактический материал для развития речи, картинки-схемы для усвоения понятия о времени,
картинки для усвоения социальных норм поведения.
2.2. Содержание коррекционно – развивающей работы на 2020-2021 учебный год.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» ориентировано на развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей
наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным
психологическим сопровождением.
11
Содержание всех образовательных областей скорректировано с учётом выраженных
особенностей детей с расстройством аутистического спектра. При адаптации содержания АОП
акцент ставится на такие трудности ребенка с РАС как:
- особенности понимания речевых инструкций;
- наличие аффективных вспышек;
- агрессивные и аутоагрессивные проявления;
- сложности в организации собственной продуктивной деятельности;
- особенности организации деятельности в быту и самообслуживания.
Используемые в реализации АОП формы, способы, методы и средства направлены на:
- помощь ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве,
- в помещении, в процессе образовательной деятельности;
- побуждение ребенка с РАС к самостоятельной деятельности;
-способствование переносу знаний в жизненные ситуации;
- содействие коммуникации ребенка с РАС с другими детьми и с взрослыми.
Описание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с расстройством
аутистического спектра
РАС с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития необходимо:
- обеспечивать общение с ребенком в его поле зрения, поддерживать зрительный и телесный
контакт, привлекать внимание к последующим событиям (использование одних и тех же слов или
карточек для обозначения одинаковых событий, постоянного месторасположения предметов);
- развивать позитивные эмоциональные реакции;
- искать приемлемые формы тактильного контакта (для конкретного ребенка);
- обучать отклику на собственное имя;
- привлекать к участию в элементарной совместной деятельности и подражании действиям
взрослого (игра, копирование жестов);
- обучать использованию средств альтернативной коммуникации;
- обучать действиям с наглядным расписанием.
Познавательное развитие
В области познавательного развития необходимо:
- способствовать привлечению внимания ребенка к голосу взрослого и к звукам окружающей
действительности;
- способствовать прослеживанию взглядом за движением предмета в горизонтальной и
вертикальной плоскости;
- поощрять стремление ребенка дотянуться до интересного предмета, схватить предмет
пальцами, переложить предмет из одной руки в другую, рассматривать предмет в руке, прослеживать
взглядом за упавшим предметом, искать накрытый предмет или предмет в муфте (чтобы мог
действовать сразу двумя руками, «встретиться» с рукой сверстника или взрослого), манипулировать
предметом;
- развивать сенсорное восприятие: выделять отдельные предметы из общего фона, различать
качества предметов, учитывать знакомые свойства предметов при элементарной деятельности
(«Положи большой шарик в большую коробку»), пользоваться методом проб при решении
практической задачи;
- обучать использованию предметов с фиксированным назначением в практических и бытовых
ситуациях;
- обучать использованию коммуникативного альбома, показывать на фотографиях себя и
своих близких;
12
- помогать узнавать реальные и изображенные на картинках предметы.
Речевое развитие
В области речевого развития необходимо:
- комментировать происходящие действия простыми для понимания ребенком словами;
- поддерживать улыбку ребенка и его вокализаций;
- помогать соблюдать очередность в «диалоге» с взрослым;
- создавать предпосылки к развитию речи и формированию языковой способности;
- стимулировать копирование звучания и интонации речи взрослых, знакомых звукоподражаний,
лепетных слов и усеченных фраз;
- использовать имеющиеся вокализации ребенка, вносить их в смысловой контекст происходящих
событий;
- стимулировать речевую активность на фоне эмоционального подъема;
- поощрять выражение эмоции с помощью звуков и подражание некоторым звукам окружающего
мира.
Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития необходимо:
- создавать приятный звуковой фон при помощи музыки и пения;
- побуждать ребенка к прислушиванию к пению, музыке, тихим и громким звукам;
- помогать ребенку дифференцированно реагировать на звучание разных музыкальных инструментов
(обратить внимание на то, что дети могут испытывать дискомфорт от звучания некоторых
инструментов);
- развивать у ребенка чувства ритма;
- обучать использованию приятных для ребенка художественных материалов: рисованию
пальчиковыми красками, толстыми фломастерами на водной основе, осознавать связь между
движением руки и линией, которая появляется на листе бумаги, лепке из специальных пластичных
масс, глины, теста;
- вносить смысл в творческую деятельность (травка для цыпленка, ниточки для шарика, лучики у
солнышка и т.д.);
- использовать простые движения для танца под эмоциональную и ритмическую музыку;
- положительно относиться к результатам своей работы.
Физическое развитие
В области физического развития необходимо:
- учить реагировать на голос взрослого;
- поощрять ребенка к осмысленным движениям руками и действию по инструкции: хватать
предметы, ставить, класть и отпускать предметы и т.д.;
- привлекать к действиям по показу взрослого, бросать и ловить мяч, ходить, садиться, прыгать и
вставать друг за другом (с помощью взрослого), прыгать, бегать. Сетка индивидуальных
коррекционно – развивающих занятий:
Понедельник: Психолог: КОД – психолог
Вторник: Воспитатель: ИОД по заданию психолога.
Среда: Психолог: КОД – психолог,
Четверг: Воспитатель: Речевые дидактические игры, Музыкальный руководитель: Лого ритмическая гимнастика.
Пятница: Воспитатель: ИОД речевые игры и упражнения
Программа коррекции специалистов МКДОУ: (Специалист, содержание работы, сроки)
Педагогическое сопровождение воспитателей включает в себя:
-формировать дошкольные знания и представления
- формировать трудовые умения и навыки;
- развивать художественно – творческие способности.
- формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него
(движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
- побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.
- формировать у ребенка представление о собственном теле.
- перекладывание предметов из одной коробки в другую.
-действия с предметами разного цвета, формы, величины.
- знакомство с цветами
-выбор по образцу и инструкции (например работа с домашними животными, картинки лежат на
столе по 6 штук) «Дай кошку» и .т.д - выбор предметов игрушек по картинке
- группировка различных парных предметов по величине.
Собирание вкладных кубов.
- складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей
- складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.
- складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали.
- постройки из детских наборов строительного материала.
- обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем (пальцами) рук по муке,
насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером.
- учить узнавать круг. Рисование фигуры – круг на листе бумаги при помощи трафарета. Штриховка
круга в заданном направлении.
- учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные
дорожки), пересекать их (забор, лесенка).
Сопровождение музыкального руководителя
13
Коррекционная деятельность музыкального руководителя осуществляется через НОД, праздники,
развлечения, аудиальное развитие, музыкотерапию, различные виды фантазирования, режимные
моменты – согласно возрастным и коррекционным потребностям воспитанника.
Направления работы, формы и приёмы организации образовательного процесса:
- формировать навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку;
- развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей;
- развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с использованием
звуковых эффектов;
- развивать чувства ритма.
- использовать: детские песенки, сказки, стихи содержанием которых предусмотрено изменение
голоса взрослого, его мимики («Мишка-косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.).
- развивать путем многократных и длительных повторений слуховое предсказания - учить
прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам.
- корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители.
При этом учитываем, что мальчик может быть очень чувствительным к слабым раздражителям.
- учить действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять инструкцию.
- развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами
- учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток,
погремушка)
Психологическое сопровождение (педагог-психолог)
Деятельность педагога-психолога направлена на:
- проведение индивидуальных занятий по «простраиванию» алгоритма простой продуктивной
деятельности, формирование стереотипных игровых навыков, имитации; использование методов
14
поведенческой терапии; консультирование родителей по вопросам организации взаимодействия с
ребенком.
-занятия по развитию самовосприятия, элементарной саморегуляции, формированию социальноэмоциональной коммуникации, обучение пониманию эмоций другого человека в рамках предметноигровой деятельности
-формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;
- формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка —
улыбки, ответного взгляда и др.
- формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него
(движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
- формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.
- формировать навык преодоления аффективных состояний.
- развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых,
тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);
- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие,
мышление, память, произвольное поведение,
- развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять
хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с
ребенком в тайник (прятать лицо ладонями).
- развивать мимику лица, позы и жесты тела.
- корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством
введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом)
Специфика установления партнерских отношений педагога с семьями, воспитывающими
детей с РАС
При взаимодействии с семьями детей с РАС педагогу важно:
-Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников: развитие
любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности.
Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
- Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению
совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические
походы), развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема.
- Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к
окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей
проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
- Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных
способностей дошкольников в семье. Поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к
школе, желание занять позицию школьника.
- Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений
ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в
природе), развитию желания трудиться, ответственности, стремления довести начатое дело до конца.
- Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств дошкольников, приобщения
детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному
искусству) и художественной литературе.
Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:
- ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И
только после этого можно приступать к обучению
- при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала
ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте
ребенка к общественным делам и занятиям
- родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать,
причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он
трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом вы будете развивать сенсорное
развитие – зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия
предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и
подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;
- вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр, например, лото, домино, мозаика,
пазлы;
когда
ребенок очень
занят
каким-то
предметом,
игрушкой
или
действием,
начинайтекомментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка
произнести нужное слово.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Мероприятия реализации ИАОПР воспитанницы
15
Расписание занятий составлено так, чтобы ребенок ежедневно был охвачен коррекционноразвивающей помощью. В первую половину дня проводятся: занятия с воспитателями. Во вторую
половину дня проводится индивидуальная работа по заданию специалистов ДОУ. Форма
организации обучения – индивидуальная. Частота проведения индивидуальных занятий определяется
характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными
психофизическими особенностями ребёнка.
Индивидуальные коррекционно- развивающие занятия с педагогом -психологом в соответствии с
рекомендациями ИПРА в течение учебного года 2 раза в неделю(вторник и четверг) в кабинете
психолога.
Ежедневно воспитатели закрепляют приобретенные ребенком знания, отрабатывают умения до
автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь
ребенка. Воспитатели проводят индивидуальную работу с ребенком в течение учебного года.
3.2. Материально-техническое обеспечение
Одним из условий качества образования является совершенствование материально-технической
базы.
В образовательном учреждении оборудованы 4 групповых помещений (с игровой комнатой,
спальней, раздевалкой, туалетной комнатой); имеется:
– музыкально зал:
- физкультурный зал;
– кабинет заведующей;
– методический кабинет;
– кабинет педагога-психолога,
– медицинский блок
– игровые площадки для прогулок.
В дошкольном учреждении имеется современная информационно–техническая база: электронная
почта, доступ к сети Интернет, технические средства обучения, музыкальный центр, телевизоры,
оргтехника. В МКДОУ имеются компьютеры, ноутбуки, дающие возможность выполнения
современных требований по делопроизводству, документоведению, организации педагогической
деятельности. Создан сайт Учреждения.
В кабинете психолога имеются:
16
Набор для психолога- многоуровневая развивающая игра «Инклюзив» (4 чемоданчика),
зеркало для тренировки речи, ПМК развития речи «Логовест»,стабилометр со
стобилоплатформой,ноутбук,электронный видеоувеличитель,слуховой тренажер,интерактивная
световая воздушная трубка для релаксации, прозрачный мольберт для арт-терапии.
Набор для визуального сенсорного восприятия для детей с особенностями развития. В
комплект входят игрушки со световыми, звуковыми эффектами, различные пазлы и игрушки для
развития тактильных ощущений .
познавательное развитие ребёнка:
1. зона сенсорного, математического развития:
- наглядный и раздаточный материал;
- игры и пособия для детей;
- уголок природы,
- уголок экспериментирования;
2. сюжетно-ролевые игры;
3. центр экологического развития
речевое развитие ребёнка:
зона речевого развития:
- наглядный и раздаточный материал;
- игры и пособия для детей;
- книжный уголок;
социально-коммуникативное развитие ребёнка:
1. Оборудование для организации сюжетно-ролевых игр;
2. Материалы по безопасности жизнедеятельности и здоровом образе жизни;
3. Уголок краеведения.
художественно-эстетическое развитие ребёнка:
1. музыкальный уголок
2. для рисования, выставки .
физкультурно-оздоровительную работу с детьми:
1. спортивно-игровое оборудование гимнастическая стенка , кольца, маты;
2. набор необходимого оборудования (мячи, кегли, обручи);
В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Такой подход к организации жизненного пространства в группах создаёт у детей эмоциональное
состояние, желание общаться друг с другом и взрослыми. Ребёнок в предметной среде постоянно
выбирает материалы, а предметы в свою очередь, наталкивают его на новые формы активности и
стимулируют рождение новых замыслов, без навязывания учебных задач и регламентации
деятельности.
Приложение №1 к ИАОПР
Содержание коррекционно-развивающей работы
педагога - психолога на 2024– 2025 год
- Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с
изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно
одинаковые пары. Соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке.
- Игры, направленные на выделение части и целого (разрезные картинки из 4-6 частей, кубики,
игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша».)
- Игры на классификацию. «Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие»,
«Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме,
цвету, величине.
17
- Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной последовательности, большой,
средний, маленький, снова большой «Какой теперь?». Освоение сериации в образной форме
способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где
персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.
«Кто теперь?».
- Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук (завязывать шнурки и застегивать
пуговицы), Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п. Выкладывать фигуры из палочек, открывать и
закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок, отстегивать и пристегивать
прищепки, нанизывать бусины.
- Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух
взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).
- Игры на формирование знаний частей тела.
- Сенсорные игры. Виды сенсорных игр:
1. Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед», «Разноцветные
льдинки».
2. Игры с водой: «Переливание воды», «Открывай! – закрывай!», «Бассейн», «Озеро», «Море»,
«Купание куклы», «Игры с мыльными пузырями», «Тает льдинка».
3. Игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Вкусная кашка».
4. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной).
5. Игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим!», «Найди такую же коробочку»,
«Свистульки», «Звуки природы».
6. Игры с ритмами: «Потопаем ножками», «Похлопаем ладошками». «Попрыгаем как зайчики» и т.п.
7. Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Тормошение, возня», «Догоню-поймаю»,
«Змейка», «Самолетики».
Игры для развития импрессивной речи
ТУК-ТУК-ТУК
Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним, показать, что
неречевой звук (стук) может о чем-то сообщить, предупредить.
Кто там
Цель: та же.
На чем играл зайка
Цель: учить различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и гармони);
продолжать развивать слуховое внимание.
Веселый петрушка
Цель: продолжать вырабатывать отношение к звуку как значимому сигналу; учить быстро
реагировать на звук.
Звени, колокольчик
Цель: учить по звуку определять направление в пространстве; продолжать развивать слуховое
внимание; действовать по звуковому сигналу.
Кто за дверью
Цель: учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить
звукоподражанию.
Какая у меня картинка
Цель: определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание.
Кто в домике живет
Цель: учить воспринимать слова с близким звуковым составом; продолжать развивать слуховое
внимание.
Игры для развития экспрессивной речи
18
Кто как кричит
Цель: Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить
звукоподражанию.
Позови
Цель: формировать у ребенка предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по
имени, запоминать имена товарищей.
Помоги
Цель: вызывать потребность в деловом общении; учить использовать в общении простейшие слова и
выражения («дай, на, дай это, не это, подержи, возьми, возьми это»), а также жесты (указательный);
учить при общении называть друг друга по имени.
Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия.
Игра «Отойди и подойди» Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и руками приглашает
его подойти, приговаривая: «Подойди ко мне, хороший мальчик (девочка)». Когда ребенок
приблизиться, то взрослый обнимает его, удерживает, если ребенок оказывает сопротивление, старается заглянуть ребенку в глаза, приговаривая: «Какой хороший, умный, красивый и пр.»
Игра «Птички» Взрослый показывает ребенку, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает его
« прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), специалист помогает ему.
Задание можно усложнить. Взрослый присаживается на корточки и стучит пальцем по полу,
показывая ребенку. Как птички клюют зернышки. Задание можно повторить.
Игра «Качание в одеяле»Педагог вместе с родителями предлагают ребенку сесть на одеяло.
Взрослые раскачивают ребенка в одеяле, приговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два…»
Игра вызывает много положительных эмоций у детей с аутизмом.
Игра «Хоровод» Взрослые, взявшись за руки ставят ребенка в центр круга и поочередно входят в
круг к ребенку и здороваются с ним (приветствуют его) при этом водят хоровод под музыку.
Упражнение вызывает много положительных эмоций у детей, однако многие из них на первых
этапах занятий отказываются входить в круг, затыкают уши, убегают.
Сенсорные игры Для установления контакта с ребенком можно использовать сенсорные игры.
Исходя из положения, что мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его
внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие,
которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если попытаться
внимание ребенка переключить на что-то другое, то он будет настаивать на продолжении
понравившегося занятия, а если попытаться запретить – ответом будет бурно выраженный протест).
Игры с водой Основная цель игр с водой: оказание приятно - успокаивающего воздействия на
ребенка, эмоциональная разгрузка, сбрасывание отрицательных эмоций и получение положительного
заряда энергии.
Игра « Переливание воды» Обучение: Чтобы ребенку удобно было достать до крана, взрослый
подвигает к раковине стул. Затем берет пластиковые бутылки, стаканчики, мисочки различных
размеров. Наполняет их водой, при этом говоря: «Буль-буль, потекла водичка» Вот пустая
бутылочка, а теперь полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.
Игра «Фонтан» Обучение: Взрослый ставит под струю воды ложку либо пузырек с узким
горлышком, получается «фонтан». Затем говорит: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился – ура!» Потом
подставляет пальчик ребенка под струю «фонтана», и побуждает ребенка повторить действия за ним.
Игры с использованием методов арт-терапии
Игра «Цветная вода»
Задания, направленные на коррекцию поведенческих нарушений у аутичных детей
«Кусание своих рук» Цель: ребенок должен научиться сообщать о своем неудовольствии и
научиться заменять кусание на другой способ действия.
19
«Биение по голове или головой о стену (стол)» Цель: ребенок должен выработать у себя реакцию
неприятия своего поведения (при этом, не снимаются требования к ребенку во время занятия).
«Вскакивание из-за стола во время занятий» Цель: ребенок должен научиться сидеть за столом во
время занятия.
«Дурачество» Цель: ребенок должен научиться сохранять спокойствия и направить свои действия в
правильное направление.
Восприятие «Строить по образцам из кубиков» (3-4 года) Цель: ребенок должен научиться
сложить по образцу фигуру из пяти кубиков
«Распознавать и воспроизводить последовательность шумов» (3-4 года) Цель: ребенок должен
научиться распознавать последовательность шумов
«Резать ножницами» (3-4 года) Цель: ребенок должен научиться отрезать кусочки от полоски
бумаги
Координация глаз и рук «Раскрашивание» Цель: ребенок должен научиться рисовать 4-5 линий
карандашом внутри большого круга.
«Соотносить кубики по цвету» (3-4 года) Цель: ребенок должен научиться по образцу
предложенному взрослым, построить из кубиков башню (обучение сочетанию, визуальному
вниманию и деятельности взаимодействия).
«Составить фигуру человека» (4-5 лет) Цель: ребенок должен научиться составлять вырезанные
части тела человека.
Игра «Ручки»
Цель: формирование эмоционального контакта с психологом.
Игра «Отойди и подойди»
Цель: формирование эмоционального контакта с психологом.
Игра «Хоровод»
Цель: формирование эмоционального контакта с психологом и другими детьми.
Игра «Море волнуется раз, море волнуется два...»
Цель: стимулирование положительных эмоций у детей с аутизмом.
Игра «Догонялки»
Цель: стимулирование положительных эмоций у детей с аутизмом.
Игра «Птички»
Цель: развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка подражанию
действиям взрослых.
Игра «Обезьянка»
Цель: учить детей подражать мелким движениям рук.
Игры можно проводить с микрогруппой.
Игра «Возьми, положи, брось»
Цель: учить слушать и понимать речевую инструкцию.
Игра «Найди место для игрушки»
Игра «Собери фигурки»
Игра «Пришел Мурзик поиграть»
Цель: формирование у детей игровых манипуляторных действий.
Игра «Поймай игрушку»
Цель: обучение ребенка различению формы.
Игра «Позови мячом»
Цель: запомнить имена членов группы.
Игра «Трубочка»
Цель: развитие слухового сосредоточения.
Игра «Постучи»
Цель: обучение ребенка ритмическому постукиванию в такт стихотворения и развитие потребности
произношения.
Игра «Закончи фразу»
Цель: формирование у ребенка потребности речевого общения.
20